Греческий проект должен был стать финальным аккордом движения России к Чёрному морю в правлении Екатерины Великой. Но не сложилось. Екатерина умерла.
Екатерина была прагматичной правительницей. Чего не скажешь о её преемниках. И уже Павел I и Александр I вместо решения геополитических проблем ввязались в войны с Наполеоном, решая чужие геополитические задачи.
Бурбоны-Бурбонами, но под эгидой борьбы с революцией противники Франции решали именно свои задачи. Чего абсолютно не скажешь о России.
В период Наполеоновских войн даже случилась война с Турцией, в которой Кутузов нанёс туркам поражения. Но не до проливов было. Александр I сражался с корсиканским чудовищем, который много раз предлагал России дружбу.
Надо признать, что это был самый благоприятный период. Действительно, все озабочены борьбой с Францией, Франция предлагает дружить. Чем не повод решать свои задачи.
Частично, кстати, это и происходило. Так, Россия присоединила Финляндию в ходе Русско-Шведской войны, успешно распространяла своё влияние на Иран.
Не лучше поступил и Николай I в начале своего правления. Он зачем-то решил договориться с англичанами, вместо того, чтобы брать проливы силой, имея для этого все шансы в войне 1828-1829 гг
А дальше было поздно. К середине 19 века Англией прочно захватило мировое лидерство в том числе технологическое и упускать его уже не собиралась.
Единственный шанс был в том, чтобы сколотить против Англии коалицию. Но именно этого не получалось сделать. Раз за разом коалицию складывалась против России. Так будет и в Крымской войне и в Турецкой войне 1977 -1978 гг. Англия умело играла на противоречиях и близорукости тех, кто мог против неё объединиться.
Самая большая неудача и разочарование Николая I – это предательство Австрии накануне Крымской войны. Тем более, что Николай спас Австрию во время Венгерской революции.
Но у этого были и свои причины – Австрия сама имела интересы на Балканах и если царь хотел договориться, то уж лучше с ней, а не с Англией. И тем более это надо было делать в условиях, когда антироссийская коалиция во главе с Англией сложилась.
Правда здесь нужно было решать Сербский фактор, который начал действовать с начала 19 века.
Сербия, говоря по правде, не является для России стратегически интересной. Кроме того России и не может Сербии помочь в случае чего. Сербию нужно было отдать Австрии в обмен на лояльность. Австрию, кстати, это только ослабило бы, т.к. сделало бы преобладание славян в ней ещё более сильным.
Шансы создать коалицию или воспользоваться благоприятными условиями у России были. Например, присоединиться на стороне Пруссии к войне с Австрией в 1966 или выступить на стороне Балканского союза в 1912 году. Были и другие шансы.
Но война 1877-1878 была бесперспективной в том плане, что у России не было союзников.
В тоже время воевать против союза Германии, Австрии и Турции пусть даже в союзе с Англией и Францией уж точно не выглядело лёгкой прогулкой.