К 1970 году в СССР была создана линейка реактивных самолётов от 40 и до 180 мест.
В линейке имелся разрыв в районе 120 мест, который и был заполнен выпуском в начале 1980 самолёта як-42. Однако выпуск широкофюзеляжного ил-86 себя не оправдал, что и показала его дальнейшая эксплуатация.
Последними советскими пассажирскими самолётами, запущенными в производство стали дальнемагистральный ил-96 на 300 мест и среднемагистральный ту-204 на 210 мест.
В среднем же по миру самыми массовыми и востребованными являются самолёты вместимостью примерно 150 мест. Т.о. самыми новыми Советскими самолётами оказались довольно нишевые модели.
И с учётом кризиса начала 90-х в России и снижения объёма перевозок эти 2 разработки оказались практически не востребованными (Ил-96 в составе 6 единиц всё-таки эксплуатировался Аэрофлотом до 2015г, а Ту-204 пытались пристроить на чартерные перевозки на небольшие расстояния).
При этом авиакомпании испытывали необходимость в самолётах меньшей вместимости.
По иронии судьбы самолёты в этой категории оказались самыми старыми разработки ещё 70-х годов (Як-40 на 40 мест, Ту 134 на 80 и Ту 154 на 180 мест).
Т.о. можем констатировать, что в планировании линейки пассажирских самолётов был допущен просчёт. Приди СССР к началу 90-х с современными самолётами на 100 и 150 мест, глядишь, и судьба бы у них была другая. А так, авиакомпании вынуждены были покупать подержанные Боинги и Аэробусы.
Осознавая это, наш авиапром попытался запустить в производство ближнемагистральный самолёт Ту-334 на 100 мест, начало проектирования которого началось ещё в самом конце Советской эпохи. А также укороченную версию Ту-204 на 160 мест но с большей дальностью. Но было поздно, ибо конкуренты успели вывести на рынок более совершенные самолёты.
К 2010 году в России был создан самолёт Сухой Суперджет на 100 мест (и налажен довольно интенсивный его выпуск), а на Украине Ан148 на 80 мест (производится в том числе в России довольно штучно). А к 2020 году планируется начало эксплуатации самолёта МС-21 на 160 мест. Т.о. постсоветский авиапром пытается вернуть себе место под Солнцем.
Впрочем на 2016 г региональный SSJ довольно плохо поставляется в региональные авиакомпании, а ведь мог бы, например, пойти в дочерние компании Аэрофлота.